Давайте честно. До какого-то момента про глобальные цепочки поставок никто особо не думал. Всё как-то само ехало, летело, плыло — с завода в Китае на склад в европейские столицы или Москву, потом на региональный склад и магазин у дома. Все вроде шло само собой. Но последние годы показали — схема так больше не работает.
Теперь глобальная цепочка поставок — это отдельный риск для инвестора. Да такой, что способен похоронить отчётность любой компании. Вроде бы и бизнес отличный, и спрос есть, и цены нормальные — а товара нет. Или он или застрял в Суэцком канале. Или завис на границе из за санкций. Или его вообще не произвели из за логистических проблем. А может товар сильно подорожал из за торговых тарифов и Вы теперь не можете его купить.
А почему так получилось? А потому что глобализация имеет как плюсы, так и минусы. Если каждая страна на чем-то специализируется, а возить между странами дешево – финальный продукт для потребителя тоже намного дешевле. Но у глобализации есть обратная сторона — зависимость от логистики, от конкретных стран, от политики, от торговых войн (про которые я тоже писал отдельную статью).
Сегодня попробуем спокойно, без паники разобраться — что это вообще такое — глобальные цепочки поставок. Как они устроены. Почему это важно для инвестора и что нужно учитывать разумному участнику фондового рынка с учетом текущих реалий.
Как устроены глобальные цепочки поставок
Глобальные цепочки поставок — это совокупность процессов производства, логистики, хранения и дистрибуции продукции, охватывающая несколько стран и экономик, объединённых в единую бизнес-модель.
Цепочка поставок начинается там, где что-то придумали или произвели. И заканчивается там, где это купил конечный потребитель. Между этими точками — длинная дорога.
Производитель базовых материалов, завод компонентов, фабрика промежуточных модулей, сборочная фабрика финальной продукции поставщик компонентов, склады, ритейлеры, покупатель. Это очень упрощенная модель, в которой при производстве сложного изделия могут быть тысячи поставщиков (например, современный смартфон). А базовые узлы для степперов, на которых печатают современные процессоры производят более 5 тысяч предприятий по всему миру!
Инвестору важно хотя бы базово понимать, как это все работает, так как в реальной жизни на каждом этапе схемы поставок возникают свои риски.
Поставщик может задержать компоненты. Завод может остановиться из-за отсутствия сырья. Логистика может встать из-за санкций. Склады могут не справиться с объёмом товара. А ритейлер — получить полки без продукции в сезон высокого спроса.
Почему цепочки стали глобальными? Ответ банальный и прагматичный — деньги. Любой бизнес ищет способы снизить издержки. И это нормально. Зачем производить товар в дорогой Европе или США, если можно разместить завод в Азии? Там рабочая сила дешевле. Там меньше экологических ограничений. Там проще доступ к сырью.
Так в мировой экономике появилась концепция офшоринга и аутсорсинга производства. Компании начали выносить производство туда, где это выгодно. Китай стал главным мировым заводом. В прямом смысле. Там собирается всё — от смартфонов и телевизоров до одежды и детских игрушек.
Выиграли не только компании. Выиграл и потребитель. За счет того, что производитель может выбирать лучшие комплектующие по лучшей цене не только в своей или соседней стране, а по всему миру, можно оптимизировать себестоимость и, тем самым, снижать конечную цену для потребителя.
Но глобальные цепочки поставок — это не только про дешёвую рабочую силу. Это ещё и про торговые тарифы. Многие компании специально строили цепочки так, чтобы обходить барьеры на ввоз готовой продукции. Производить частично в одной стране, собирать в другой — а продавать в третьей. Чтобы платить меньше налогов и пошлин.
Это была нормальная практика десятилетиями. И инвестор, покупая акции любой транснациональной компании, получал в комплекте не только глобальный бизнес, но и глобальные риски. И вот именно эти риски начинают выстреливать один за другим.
Глобальные цепочки поставок: проблемы и риски для инвестора
Глобальные цепочки поставок — это когда iPhone придумали в Калифорнии, собрали в Китае, а застрял он по пути к вам в Суэцком канале.
Чем длиннее цепочка поставок — тем больше мест, где она может порваться. Тут простая логика. Больше звеньев — больше рисков. И если раньше логистические сбои были редким явлением, то последние годы превратили их в новую нормальность.

Политика. Санкции. Торговые войны. Это уже не фон для инвестора – это то, с чем приходится жить каждый день. Санкции против Китая и России, пошлины на продукцию из Европы, торговые ограничения между США и Китаем, тарифная война в рамках политики “освобождения Америки”, которую начал Дональд Трамп 2 апреля 2025 года — всё это напрямую влияет на компании, их прибыли. И неважно, чем они занимаются — производят автомобили, смартфоны или одежду.
Примеры? Пожалуйста.
- 2021 год. Суэцкий канал. Грузовое судно Ever Given на неделю перекрыло ключевую артерию мировой торговли. Потери — миллиарды долларов. Тысячи контейнеров застряли в пути.
- 2022 год. Война в Украине. Сложности с экспортом зерна, металлов, удобрений, энергоресурсов. Цены взлетели по всему миру.
- 2020-2022 годы. Локдауны в Китае. Закрытые порты. Остановка заводов. Дефицит всего — от микросхем до детских игрушек.
Апрель 2025 года и тарифы Дональда Трампа против всего мира. Рынки в панике: американский индекс СНП 500 то падает за день на 10%, то отрастает на столько же (это много). Глобалисты даже заговорили, что протекционизм, как идеология, приведет к новой Великой Депрессии.
И это не какая-то случайность. Это теперь часть системных рисков любой компании с глобальной цепочкой поставок. Есть ещё одна проблема — узкие места в логистике. Их называют “бутылочное горлышко”. Это когда вся цепочка упирается в одного поставщика или одну страну. Самый известный пример — Тайвань и полупроводники. Компания TSMC производит более 50% мировых чипов, а по чипам некоторых типов – доминирует. Добавьте сюда ASML из Нидерландов, которая выпускает уникальные степперы для производства чипов. Любая проблема с ними — и весь мир остаётся без электроники.
Инвестору важно понимать: сбой цепочек поставок — это не про задержку товара на складе. Это падение выручки компании. Срыв контрактов. Рост себестоимости. А в итоге — падение маржинальности и прибыли конкретного бизнеса, который может находиться в это время в Вашем портфеле.
Что делают компании, чтобы хоть как-то снизить эти риски? Первый тренд — nearshoring. Перенос производства ближе к рынкам сбыта. Чтобы не зависеть от глобальной логистики и таким мегаигроков, как Китай.
Второй тренд — friendshoring. Перенос производства в дружественные страны. США активно выводят свои заводы из Китая во Вьетнам, Малайзию, Индию и даже в Мексику.
Третий тренд — стратегия China+1. Компании не спешат полностью уходить из Китая. Но создают альтернативные площадки в других странах Азии. Чтобы минимизировать риски полного отключения от китайской инфраструктуры. Китай в этом случае имеет меньше шансов шантажировать торговых партнеров. Ведь он понимает, что является не единственной площадкой-поставщиком.
Проблем, как Вы видите, в сфере современной глобальной логистики очень много. Но есть ли решения? И куда движется человечество в этой сфере?
Будущее глобальных цепочек поставок
Пока мир дружит — всё дешево и быстро, стоит поссориться — и каждый остаётся один на один со своими складами.
Очевидно, что мир будет уходить от старой неэффективной модели логистики. Когда всё строилось на принципе: “производим в Китае — продаём везде”. Этот подход уже не работает. Слишком много рисков.

Что будет дальше? Мир движется в сторону цепочек поставок, где участие человека минимально. Потому что люди — это слабое звено. Люди болеют, бастуют, увольняются. Человек — это переменная. Машина — работает и днем и ночью и не требует больничных (хотя за ней нужен уход как техников, так и программистов)
Поэтому глобальный тренд будущего — смарт-склады. Автоматизированные логистические центры. Роботы-комплектовщики. Системы трекинга товаров на базе блокчейна. И даже беспилотные грузовики и дроны-доставщики. Кстати, компания Амазон уже внедрила многие из этих технологий.
Зачем всё это бизнесу? Ответ простой: снижение операционных рисков и стабильность поставок и, как следствие, снижение рисков. Компании делают ставку на IT-решения для логистики. На стартапы, которые помогают управлять цепочками поставок в реальном времени. Инвесторы должны это учитывать. Потому что это не временная история. Это новая реальность мировой логистики.
Как инвестору использовать эти знания для поиска новых инвестиционных возможностей? Прежде всего стоит внимательно присматриваться к компаниям инфраструктуры, которые активно внедряют новые технологии.
- Операторы портов.
- Логистические компании.
- Владельцы складов и распределительных центров.
- Разработчики IT-систем для управления поставками.
- Производители складской робототехники и автоматизированного оборудования.
Имена на слуху: Prologis (склады), Kuehne+Nagel (логистика), Maersk (контейнерные перевозки), Zebra Technologies (роботизация логистики). Возможно какая-то из этих или других похожих компаний станет инфраструктурной компанией будущего.
Вывод для инвестора
Друзья, помните эпизод из Форсажа, где главный герой “угоняет” огромный сейф и тащит его по улице, прицепив к автомобилю? Вот это визуализация неэффективной цепочки поставок, а именно:
- Огромный вес.
- Сложность транспортировки.
- Полная неэффективность процесса.
- Много шума и убытков по дороге.
Суть глобальной логистики в том, чтобы все для производителя работало как часы, вне зависимости от того, сколько сотен или тысяч поставщиков со всего мира поставляют ему свои комплектующие.
Глобальные цепочки поставок — это больше не скучная тема для логистов. Это про деньги. Про риски. Про то, кто завтра заработает, а кто потеряет. Компании, которые держат под контролем свою логистику — выживут и заработают больше. Компании, которые продолжают жить в старой реальности — будут платить за это падением прибыли и капитализации. Долгосрочному инвестору здесь нужен только один навык — смотреть не в прошлое, а в будущее.
В общем, хотите разбираться в таких вещах лучше рынка? Читайте и другие полезные статьи на Инвест Тоник. Это вложение, которое всегда окупается.
