Введение
Всем привет! Сегодня мы разбираем потребительский спрос! Мощная сила, которая движет экономикой и влияет на рынки.
Потребительский спрос – это то, что делает экономику живой. Он влияет на доходы компаний, их прибыль и, конечно, на стоимость акций. Вы когда-нибудь задумывались, почему акции одной компании взлетают, а другой падают? Спрос на продукцию играет здесь важную роль.
Эта статья поможет вам понять, как использовать данные о потребительском спросе для принятия более обоснованных инвестиционных решений. Мы разберем, какие сектора экономики наиболее чувствительны к изменениям спроса и почему важно учитывать макроэкономические факторы. Хотите знать, как предсказать движение рынка и извлечь из этого выгоду? Тогда читайте дальше!
Что такое потребительский спрос простыми словами
Потребительский спрос после событий 2022-2024 года у всех на слуху. Он влияет на экономику, на денежно-кредитную политику, на удовлетворенность рынка. Давайте разберемся, что это такое и почему это важно для долгосрочного инвестора.
Потребительский спрос – это то количество товаров и услуг, которое покупатели готовы и способны приобрести по конкретным ценам в определенное время.
Если простыми словами, это все те покупки, которые мы совершаем каждый день: от хлеба и молока до новых автомобилей и туристических путевок.
Потребительский спрос формируется под влиянием множества факторов. Во-первых, это доходы населения. Чем больше денег у людей, тем больше они могут тратить. Когда зарплаты растут, растет и количество покупок. Если зарплаты не растут – люди будут покупать меньше. Если зарплаты не растут, их съедает инфляция да еще и государство налоги повышает… жди беды: потребительский спрос может сильно упасть, потянув за собой всю экономику.
Но доходы людей – это только начало истории. На спрос влияют и цены. Если цены на товары и услуги растут слишком быстро, люди сначала покупают много, чтобы запастись на растущих ценах. Но потом спрос падает. Запасы уже сформированы, а цены кажутся дикими.
Ожидания потребителей – еще один важный фактор. Если люди уверены в завтрашнем дне, они тратят больше. Если же есть страхи по поводу будущего, например, ожидания экономического кризиса, люди будут стараться беречь деньги. Это особенно актуально для крупных покупок, таких как недвижимость или автомобили. Сюда же можно отнести и технику. Будущее пугает. Деньги лучше сохранить.
Кредитная доступность также играет огромное влияние на потребительский спрос. Если банки предлагают кредит под низкие процент – люди охотно кредитуются и покупают. Это явление особенно заметно в периоды низких процентных ставок.
И, конечно, нельзя забывать о сезонных факторах. Праздники, отпускные сезоны – все это влияет на нашу склонность тратить. Перед Новым годом магазины полны людей. В курортный сезон летом покупки также возрастают.
Понимание того, как формируется и меняется потребительский спрос, крайне важно для инвестора. Ведь уровень потребительского спроса влияет на то, охлаждается экономика или разогревается. В зависимости от этого ЦБ формирует свою денежно-кредитную политику. По цепочке это влияет на доходы компаний, их прибыль и, соответственно, динамику акций. А также на баланс акции/облигации. Так что здесь есть над чем подумать.
Как потребительский спрос влияет на фондовый рынок
Потребительский спрос – это когда кошелек говорит “нет”, а сердце говорит “да”, видя распродажи и акции
Первое, о чем стоит сказать – доходы компаний. Когда потребительский спрос высокий, компании получают больше прибыли. Люди тратят деньги, магазины продают больше товаров, производители увеличивают объемы. Все это приводит к росту выручки и прибыли компаний. А теперь представьте: спрос на бытовую технику вырос, производители радуются, акции этих компаний идут вверх.
Однако, не все сектора экономики одинаково реагируют на изменения в потребительском спросе. Например, розничная торговля. Здесь все очевидно: люди покупают больше – компании получают больше. А вот автомобильная промышленность – другая история. Спрос на авто зависит не только от доходов населения, но и от доступности кредитов. Если ставочки низкие – люди бегут за кредитами. В России спрос на авто нужно анализировать еще и с точки зрения девальвации. Кредиты могут быть доступны, ставки низкие, но если рубль обвалился процентов на 30, в моменте импортные авто стоят неподъемных денег.
Есть еще сектор потребительских товаров. Здесь ситуация сложнее. Продукты питания, напитки, бытовая химия – эти товары всегда будут востребованы. Но и тут есть нюансы. В кризисные времена люди начинают экономить даже на еде, переходя на более дешевые аналоги. Например, клиенты Азбуки Вкуса могут перейти на Перекресток. А клиенты Ашана спуститься в Пятерочку.
Давайте вспомним конкретные примеры. В 2022 году пандемия COVID-19 сильно ударила по ресторанному бизнесу. Люди перестали ходить в кафе и рестораны, многие заведения закрылись. Ресторанные бизнесы пережили тяжелые времена. Кто-то выжил, кто-то нет. В то же время, спрос на доставку еды вырос. Поэтому акции глобальных ресторанных сетей оказались под давлением. Но компании, занимающиеся доставкой, как, например, Delivery Club, наоборот, процветали. Их маржа росла, инвесторы получали прибыль.
Теперь о самом интересном: прогнозирование. Для инвесторов важно не только понимать текущий уровень потребительского спроса, но и уметь прогнозировать его изменения. Или знать, где посмотреть полезный прогноз. Например, вы видите, что спрос на экологически чистые продукты растет. Логично предположить, что компании, производящие такие товары, будут зарабатывать больше.. Вложившись в их акции сейчас, вы можете заработать в будущем. Если, конечно, Вы окажетесь правы.
Итак, для инвестора потребительский спрос – это индикатор настроений и финансового здоровья общества. Понимание его динамики помогает понимать, что будет с прибылями компаний. А там и до акций недалеко!
Выводы для долгосрочного инвестора
Потребительский спрос – это непрекращающаяся битва между нашими желаниями и возможностями, которая формирует рыночную реальность
В заключение подведем итоги и дадим конкретные рекомендации для долгосрочных инвесторов.
Потребительский спрос – важный показатель экономического здоровья. Понимание потребительского спроса позволяет инвестору оставаться в курсе тенденций. Что именно стоит отслеживать? В первую очередь, индекс потребительских цен (CPI) и индекс потребительской уверенности (CCI). Первый показывает, как меняются цены на товары и услуги, что влияет на покупательскую способность населения. Второй отражает настроения потребителей: насколько они уверены в экономическом будущем и готовы тратить деньги. По ссылкам выше можно получить дополнительную информацию.
Адаптация инвестиционной стратегии важная задача для долгосрочного инвестора. Например, в период экономического роста и высокого потребительского спроса стоит обратить внимание на акции компаний из сектора потребительских товаров и услуг. Когда же спрос падает, имеет смысл переключиться на более стабильные активы. Например акции компаний, производящих товары первой необходимости.
И немного о макро. Например, в период высокой инфляции реальные доходы населения падают, что ведет к снижению спроса на товары и услуги. С другой стороны, снижение процентных ставок делает кредиты более доступными, что может стимулировать потребление. Поэтому долгосрочным инвесторам необходимо учитывать эти факторы при ребалансировке портфеля.