Лонгриды по инвестициям
и фондовому рынку

Что такое Коэффициент P/E. Руководство

Оглавление

Что такое Коэффициент P/E. Руководство

Коэффициент P/E (Price-to-Earnings или отношение цены к прибыли) – это один из наиболее распространенных показателей, используемых инвесторами для оценки стоимости акций компаний. Многие инвесторы обращаются к этому мультипликатору, чтобы определить, являются ли акции недооцененными или наоборот, рынок слишком оптимистично на них смотрит. Сегодня мы разберем, что такое P/E, какое он имеет значение для анализа компаний, как пользоваться, и какие существуют нюансы. Когда Вы прочитаете и осмыслите этот материал, уверяю, Вы значительно продвинетесь в понимании мультипликаторов фондового рынка и значительно углубите свои знания. Материал будет добавляться и обновляться. Со временем вся статья будет разделена на три большие части: “базовый уровень”, “продвинутый уровень” и уровень “ПРО”, чтобы по мере чтения Вы двигались от более простого к более сложному и полезному. Приятного чтения!

Коэффициент P/E: введение в тему. 

Это базовый уровень знаний по мультипликатору. Самые основные сведения, которые помогут Вам начать увлекательное путешествие в мир рыночных коэффициентов. Кому-то работа с цифрами не кажется уж очень интересным занятием. Тем не менее, когда Вы ближе познакомитесь с возможностями некоторых инструментов анализа, в том числе, с рассматриваемым мультипликатором – Вы очень удивитесь, насколько интересно может быть сравнивать компании.

Понятие P/E

P/E – это один из инструментов анализа компании. Этот мультипликатор расшифровывается как Price to Earnings (прайс ту ернингз), где:

Price – это рыночная цена актива (компании)

Earnings – ее прибыль.

Обычно, если мы говорим про P/E компании, это означает, что имеется в виду отношение рыночной капитализации компании (стоимости компании на рынке) к ее годовой прибыли.

Что показывает мультипликатор P/E

Высокий P/E может указывать на то, что инвесторы ожидают высокого роста прибыли компании в будущем, что делает акцию более дорогой по отношению к её текущей прибыли. Низкий P/E, напротив, может указывать на то, что инвесторы не слишком оптимистичны относительно будущего роста прибыли компании, либо на то, что компания уже находится в зрелой стадии своего развития.

Данный коэффициент может очень многое рассказать о компании, но на данном уровне нам важно запомнить: P/E показывает, как высоко инвесторы оценивают значение прибыли компании. И как дорого они готовы за это платить.

Так же коэффициент P/E показывает, через сколько лет окупятся вложения в компанию при текущей цене и текущей прибыли. Но, поскольку оба показателя меняются во времени, предположение о сроке окупаемости носит очень условный характер.

Как считать коэффициент P/E

Самый простой способ посчитать P/E конкретной компании, например, Гугл (GOOGL), необходимо рыночную капитализацию компании (market cap) разделить на годовую прибыль.

Важно! Чтобы получить текущее (актуальное) значение P/E необходимо взять прибыль за последние 12 месяцев, т.е. TTM Earnings (TTM это Trailing twelve months, т.е. значение за последние 12 месяцев. По другому – скользящее значение). Поскольку, если Вы возьмете рыночную капитализацию на сегодняшнюю дату, а прибыль, например, из годового отчета за финансовый год, то P/E будет неактуальным на сегодняшний день. Обычно, компании отчитываются о своих финансовых показателях раз в три месяца. Поэтому при расчете Price to earnings вы будете оперировать прибылью из последнего квартального отчета.

💡На более продвинутом уровне мы более подробно рассмотрим тонкости расчета мультипликатора. А пока же нужно уяснить, что нам, для точности, желательно брать текущую цену компании и самые свежие данные по годовой прибыли.

Пример расчета P/E

Давайте посмотрим все на примерах и сделаем небольшой расчет. Так будет проще понять, как это все работает на практике. Возьмем две вымышленные компании, “Шмугл” и “Югл”.

Пример. Допустим, текущая стоимость ведущей компании технологического сектора под названием “Шмугл” составляет 1 триллион долларов (это Price или Market cap). А прибыль за предыдущий год составила 50 миллиардов долларов. Считаем P/E:

P/E = Price (1 триллион) / Earnings (50 миллиардов) = 20

Таким образом, P/E “Шмугла” равняется 20.

Пример 2. Возьмем компанию “Югл“. Она не лидер рынка и она по всем показателям намного меньше, чем “Шмугла”. Тем не менее, “Югл” обладает прорывными технологиями и рынок учитывает это в цене. Пусть рыночная капитализация “Югл” будет 200 миллиардов долларов (в 5 раз меньше, чем “Шмугл”). А прибыль будет 7,5 миллиардов долларов. Считаем P/E:

P/E = Price (200 миллиардов) / Earnings (5 миллиардов) = 40

Таким образом, P/E Югла равен 40

В этом вымыленном примере хорошо видно, что в зависимости от того, как рынок относится к той или иной компании и в зависимости от рыночных ожиданий, мультипликатор может быть либо завышен, либо занижен.

А вот некий ТрансМясНефтеГаз, тоже большая компания. Стоит целый триллион. Да и прибыли делает аж целых 200 миллиардов. Считаем:

P/E = Price (1 триллион) / Earnings (200 миллиардов) = 5

Выходит, P/E у ТрансМясНефтеГаза самый лучший показатель, всего-то 5. И надо срочно налетать на акции этой компании? Не совсем так. Возможно, рынок низко оценивает эту нефтегазовую компанию из за ее небольшого потенциала. И, в то же время, сильно любит высокотехнологичный Югл, который уже очень скоро может стать лидером рынка и значительно увеличить свой бизнес. Но об этом позже.

P/E: важные моменты для новичка на рынке

Несмотря на то, что коэффициент P/E является одним из наиболее распространенных показателей, он не должен рассматриваться в изоляции от других факторов, влияющих на стоимость акции компании. Например, высокий P/E может также указывать на то, что компания находится в периоде быстрого роста, что может привести к повышению стоимости акций в будущем. Однако, для полного понимания ситуации инвестору необходимо рассмотреть и другие показатели, такие как дивиденды, общая прибыль компании, уровень долга и т.д.

В целом, коэффициент P/E может быть полезным инструментом для инвесторов, помогающим оценить стоимость акций компании. Однако, необходимо помнить, что он не является единственным показателем и требует анализа в сочетании с другими факторами, которые могут влиять на стоимость акций.

Применение P/E

Коэффициент P/E в динамике, компания Лукойл. Инвест Тоник. Слайд из продвинутого уровня.

Рыночные коэффициенты – это инструменты анализа. Основное назначение любого инструмента анализа компании – это некоторые выводы о компании. Которые у разумного и осмотрительного инвестора лягут в основу для принятия решения. А именно, покупать, продавать или удерживать компанию в портфеле.

Мультипликатор P/E и его собратья

Коэффициент P/E является одним из мультипликаторов, которые используются для оценки инвестиционной привлекательности акций компаний. В то же время, существуют и другие коэффициенты, в основе которых лежит показатель цены компании. В данном случае – показатель рыночной капитализации. В дополнение к P/E, часто рассматривают такие коэффициенты P/B (Price-to-Book), P/S (Price-to-Sales), P/CF (Price-to-Cash Flow) и другие. Каждый из них имеет свои особенности и назначение.

💡Сейчас нам важно отметить, что сам по себе мультипликатор “price to earnings” не является истиной в последней инстанции. Он лишь один из инструментов, на который не стоит полагаться полностью. Ведь есть и другие полезные инструменты.

Примеры использования P/E

Применение P/E может быть полезным для инвесторов при принятии решений об инвестировании. Вот несколько примеров использования P/E:

  1. Сравнение компаний: Инвесторы могут использовать P/E для сравнения нескольких компаний в одной отрасли. Высокий P/E может указывать на то, что инвесторы ожидают более высокого роста прибыли компании в будущем, что может сделать акцию более привлекательной для инвестирования, по сравнению с другими компаниями в отрасли с низким P/E.
  2. Идентификация переоцененных акций: Очень высокий P/E может также указывать на то, что акция переоценена, особенно если P/E выше среднего значения в отрасли. Это может представлять возможность для инвестора продать акцию с высоким P/E и купить акцию с низким P/E.
  3. Оценка динамики изменения цены акции: Инвесторы могут использовать изменение P/E во времени для оценки того, как инвесторы оценивают компанию. Рост P/E может указывать на то, что инвесторы ожидают, что компания будет продолжать расти в будущем, что может быть положительным сигналом для инвестора.
  4. Сравнение со средним значением: Инвесторы могут сравнить P/E акции с средним значением P/E для отрасли или рынка в целом. Это может помочь инвестору понять, переоценена ли акция, занижена или находится в пределах нормы.

Несмотря на то, что коэффициент P/E является полезным инструментом для оценки стоимости акций компаний, он не должен рассматриваться в изоляции от других факторов, влияющих на стоимость акций. Инвесторам необходимо учитывать и другие факторы, такие как общая прибыль компании, дивиденды, уровень долга и т.д., для принятия взвешенного решения об инвестировании.

Насколько полезен коэффициент P/E

Данный инструмент анализа является полезным инструментом для оценки стоимости акций компаний. Он может помочь инвесторам выявить акции, которые могут быть переоценены или недооценены на рынке. На мой взгляд, мультипликатор P/E довольно полезен и при выявлении переоценки компании, и при сравнении одной компании с другой. Мы можем сопоставить рассматриваемую компанию и с рынком в целом, и с конкретной отраслью.

Польза данного мультипликатора состоит прежде всего в том, что, зная этот коэффициент, инвестор может оценить то, как рынок оценивает показатели прибыли той или иной компании. А дальше можно попытаться провести анализ и сделать вывод: ошибается рынок или нет.

Когда P/E не может дать объективной оценки

Сейчас мы поговорим про некоторые ограничения в применении коэффициента. Существует ряд ограничений в использовании P/E, среди прочих:

  • По P/E нельзя сравнить компании из разных отраслей
  • Даже компании одних отраслей, но разных стран, не всегда сопоставимы из за разного налогообложения
  • Низкий “прайс ту ернингз” не всегда хорошо, а высокий – не всегда плохо

Где взять готовые данные

Сегодня не обязательно самому высчитывать коэффициент Price to earnings . Существует множество инвесторских сервисов, которые отображают готовые, уже посчитанные коэффициенты. Я пользуюсь следующими: Трейдинг Вью, Гуру фокус, Ycharts. Коэффициенты есть на Финвизе, Инвестинге и многих других сайтах. В том числе, основные коэффициенты можно посмотреть и в брокерском терминале

Важно! Иногда, даже на самых “именитых” сервисах данные подгружаются с ошибкой. Рекомендую проверять значение хотя бы в двух различных источниках

Заключение и выводы по P/E

Итак, теперь у Вас есть базовые сведения по одному из самых популярных мультипликаторов! Я надеюсь, что данная статья была полезной и интересной. В будущем материал будет обновляться и я добавлю более продвинутые уровни в понимании этого удивительного мультипликатора. Помните, что даже рассмотрев показатель P/E со всех возможных стороны, не стоит полагаться исключительно на этот мультипликатор. Ведь ничто не заменит комплексный анализ бизнеса компании перед приобретением ее акций в портфель!

Берегите депозиты – инвестируйте с умом!

Посмотреть другие полезные коэффициенты

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Что думаешь?! Делись мыслями!x
Scroll to Top

Хочешь стать
осознанным
инвестором?

 

Короткие статьи про инвестиции и фондовый рынок  – лучшая пища для ума инвестора!

ЧИБУРДА

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Ut elit tellus, luctus nec ullamcorper mattis, pulvinar dapibus leo.