ЛОНГРИДЫ

Лонгриды по инвестициям
и фондовому рынку

Коэффициент P/S

Оглавление

Коэффициент P/S

Сегодня разбираемся, что такое коэффициент P/S (Price to Sales или прибыль к выручке), какое он имеет значение для анализа и отбора компаний, как пользоваться этим коэффициентом и какие есть особенности. Что же такое P/S простыми словами?

Понятие P/S

Коэффициент P/S, или Price-to-Sales ratio, это финансовый показатель, который показывает соотношение между рыночной капитализацией компании и её годовыми продажами. Он является одним из ключевых показателей, используемых инвесторами для оценки финансового состояния компании.

P/S (Price to Sales) – прайс ту сэйлз – это отношение рыночной цены компании (Price) к ее продажам (Sales). Под рыночной ценой мы понимаем здесь рыночную капитализацию. А Sales – это продажи или выручка компании за период. Есть разница между выручкой и продажами. Но мы не будем усложнять.

Таким образом, коэффициент P/S простыми словами – это сколько выручек стоит компания.

Как считать коэффициент P/S

Для того, чтобы посчитать коэффициент необходимо рыночную капитализацию разделить на продажи компании за отчетный период.

Например, компания “А” оценивается рынком в 1 миллиард доларов

Продажи компании за год составили 200 миллионов долларов

А прибыль компании за это же время 100 миллионов долларов

Считаем P/S:

Берем Price (1 миллиард) и делим на продажи Sales (200 миллионов) получаем 5. Таким образом P/S компании “A” равняется 5. Это неплохое значение. Ведь среднее по рынку сейчас примерно 3.5

Если же мы рыночную капитализацию Price (1 миллиард) разделим на прибыль (100 миллионов долларов), то получим уже P/E. Пост про это здесь.

Подробное видео о том, как использовать коэффициент P/S для выбора компаний в портфель

Где взять данные по P/S

Не обязательно считать P/S самостоятельно. Сейчас на любом инвесторском сайте, даже бесплатном, эти данные есть. Так же практический любой брокерский терминал позволяет посмотреть P/S компании, так как это коэффициент относится к базовым

Единственное, на что хотелось бы обратить внимание: все инвесторские сервисы подгружают данные от поставщиков данных, иногда – через посредников. Просто проверяйте в двух местах! Для верности)

Что означает коэффициент P/S

MSFT P/S, график Инвест Тоник
MSFT P/S, график Инвест Тоник

Высокий коэффициент P/S может свидетельствовать о том, что инвесторы готовы переплачивать за акции компании, основывая свои решения на её высоких продажах. Однако, высокий P/S может также указывать на высокую ожидаемую доходность компании в будущем, основанную на росте её продаж.

С другой стороны, низкий коэффициент P/S может свидетельствовать о том, что компания недооценена рынком. Однако, низкий P/S может также указывать на низкую ожидаемую доходность компании в будущем, основанную на низком росте её продаж.

Это график с моего терминала. Здесь я вывел динамику продаж Майкрософт (зеленая гистограмма). А на ней вывел значение P/S компании Майкрософт в динамике (это желтая линия)

Как видите, в разгар финансового кризиса 2008 года P/S Майкрософт был примерно 2.5. А в 2021 году значение достигает 12-14. Что это значит?

Прайс ту сейлз – это отношение цены актива к его выручке. Значение 2.5 в 2008 году означало, что инвесторы оценивали компанию в 2.5 ее годовой выручки. Или же платили при покупке акций Майкрософта 2.5 доллара за каждый доллар выручки. Не физически, образно

В 2021 году инвесторы готовы платить уже 12-14 долларов за каждый доллар выручки. Выручка Майкрософт радикальным образом подорожала за 10 лет!

Таким образом, мы платим за Майкрософт все дороже. Примерно, в 5-6 раз дороже, если считать по выручкам, чем 10 лет назад. Это не очень хорошо. Такое высокое значение коэффициента. Но такой сейчас рынок

Как использовать P/S

Коэффициент P/S используется для того, чтобы соотнести текущую рыночную оценку компании (Маркет кап) с ее выручкой.

Если P/S растет, что это может означать?

А) Растет цена актива на рынке (котировки)

Б) Падает выручка. Ведь даже при неизменной рыночной цене (маркет кап) при падении выручки коэффициент изменится. Например, рассматриваемая нами компания “А” с рыночной капитализацией в 1 миллиард долларов и выручкой в 200 миллионов будет иметь P/S равное 5. Но если цена компании не изменится, а выручка упадет в 2 раза до 100 миллионов (хотя сложно представить, что цена не изменится из за такого радикального падения выручки), то P/S будет уже 10 (1 миллиард делить на 100 миллионов)

Коэффициент используется очень просто. Достаточно сравнить значение коэффициента по конкретной компанией с рынком в целом, с отраслью, с конкурентами и с данными по самой же компании. И Вы получите массу информации для размышления

Коэффициент P/S простыми словами: особенности

Мы уже говорили в посте про P/E, что Прайс ту Ернингз сложно использовать для компаний из разных отраслей. Точнее даже, для компаний различных групп. Например, у компаний роста P/E в большинстве случаев будет выше, чем у дивидендных аристократов

Это касается и коэффициента прайс ту сейлз. Рынок считает, что выручку компании роста следует оценивать более высоко, чем выручку компании нефтегазового сектора

Отчасти это и понятно. Ведь прорывная IT компания, потенциально, может иметь огромный рынок сбыта своего софта или услуги. Если это станет полезным и популярным. В то же время, сложно представить, что какая-то нефтегазовая компания займет значительную долю мирового рынка. Эффект масштабирования в технологических компаниях произвести намного легче

Поэтому коэффициент P/S, как и P/E – очень относителен для компаний различных отраслей

Сомнительные способы использования P/S

Сейчас набирает популярность следующее применение коэффициента и я был бы с этим осторожен.

Логика такая. Берем прогнозную выручку компании через 5 лет. Например, по Фейсбуку есть прогноз 300 миллиардов. Нормальный коэффициент для некоторых аналитиков это 10. Таким образом, если у Фейсбука будет выручка в 300 миллиардов долларов, то он мог бы стоить 3 триллиона по P/S равном десяти. Сейчас он стоит намного меньше. Нетрудно посчитать, какой это мог бы быть апсайд в долларах. И если такая доходность устраивает на горизонте 5 лет, то это могла бы быть причина для входа.

Я с осторожностью отношусь к подобным расчетам. Прежде всего потому, что в этой логике есть несколько неизвестных:

А) Мы реально не знаем, какая выручка будет у Фейсбука через 5 лет

Б) Мы понятия не имеем, какая будет норма по коэффициенту для технологических компаний через 5 лет

В этой связи я бы использовал дополнительные коэффициенты и рассуждения, чтобы усилить данную логику. Принимать решения только на основании прогнозной выручки и ожидаемой нормы по P/S, на мой взгляд, легкомысленно

О чем важно помнить. P/S

Несмотря на то, что коэффициент прайс ту сейлз является важным показателем, следует помнить, что он не может быть использован в качестве единственного критерия для оценки инвестиционной привлекательности компании. Важно также анализировать другие показатели, такие как коэффициент P/E, дивидендную доходность и т.д., а также учитывать особенности отрасли, в которой действует компания.

Берегите депозиты – инвестируйте с умом. Инвест Тоник

Scroll to Top

Хочешь стать
осознанным
инвестором?

 

Короткие статьи про инвестиции и фондовый рынок  – лучшая пища для ума инвестора!

ЧИБУРДА

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Ut elit tellus, luctus nec ullamcorper mattis, pulvinar dapibus leo.